|
Внутренняя среда организации и ее основные элементы
Информация о внутренней среде фирмы необходима
менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал,
на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для
достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет
также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо
производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает
возможность существования своим работникам, создает определенные
социальные условия для их жизнедеятельности.
Анализ внутренней среды проводят по следующим
направлениям:
-
производство: объем, структура, темпы
производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность
сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования,
система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень
его использования, резервные мощности, техническая эффективность
мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры;
экология производства; контроль качества, издержки и качество
технологий; патенты, торговые марки и т.п.;
-
персонал: структура, потенциал, квалификация,
количественный состав работников, производительность труда,
текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности
работников;
-
организация управления: организационная
структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация,
способности и интересы высшего руководства; фирменная культура;
престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
-
маркетинг: товары, произведенные фирмой,
доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию
о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет
и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения;
имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта,
реклама, ценообразование;
-
финансы и учет: финансовая устойчивость
и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам,
регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные
средства и их соотношение; эффективная система учета, в том
числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
Дополнительно:
Ситуационный подход к менеджменту
|
|