Основные функции менеджмента: контроль
Контроль — это процесс обеспечения
достижения организацией своих целей. Он представляет собой
систему наблюдения и проверки соответствия процесса
функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также
выработки определенных действий.
Существует три аспекта управленческого
контроля:
-
установление стандартов — точное определение
целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок
времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе
планирования;
-
измерение того, что было достигнуто
за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
-
подготовка необходимых корректирующих действий.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не
предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
Выделяют следующие виды контроля:
-
предварительный контроль. Осуществляется
до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация
определенных правил, процедур и линий поведения. Используется
по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний
и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей,
отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета)
и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых
уровней качества, проведение проверок);
-
текущий контроль. Осуществляется
непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении
фактических результатов, полученных после проведения работы.
Для осуществления контроля аппарату управления необходима
обратная связь;
-
заключительный контроль. Одна
из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию,
необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается
проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как
измеряет достигнутую результативность.
Технология контроля осуществляется по следующей схеме:
-
выбор концепции контроля (система, процесс,
частная проверка);
-
определение целей контроля (целесообразность,
правильность, регулярность и эффективность контроля);
-
установление норм контроля (этические, производственные,
правовые);
-
выбор методов контроля (диагностический, терапевтический,
предварительный, текущий, заключительный);
-
определение объема и области контроля (сплошной,
эпизодический, финансовый, качества продукции).
|