|
Развитие теории и практики менеджмента (Контрольная)Краткое описание документа Развитие теории и практики менеджмента (Контрольная)Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля п
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
студента 4 курса
юридического факультета Предмет: Менеджмент. Содержание.
Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в
нашей стране - проблема управленческих кадров. По некоторым оценкам, Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике. Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении
опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Осознание управления как профессии, опирающейся на
разнообразные достижения междисциплинной, пока еще очень молодой, быстро
и неравномерно развивающейся области научного и практического знаний,
занимает прочное место в современной цивилизации. Получив в начале века
наиболее четкое выражение в концепциях "научного управления" Ф.Тейлора, Эти два направления - рационалистическое и поведенческое развивались, хотя и параллельно, но часто конфликтуя между собой. В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-
математических методов для анализа и обоснования управленческих решений,
компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных
компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали
активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к
известному усложнению науки управления и управленческих знаний. В подобном
ключе развивалось и поведенческое направление. Углублялось осмысление и
изучение организаций как социальных систем. Весьма сильно влияние на
мышление управляющих оказали в 50-60-е годы сначала идеи В одних ситуациях обоснованными, эффективно работающими оказывались жестко организованные, даже бюрократизированные, системы управления, в других - организации, построенные на принципах дебюрократизации, внутренней свободы, саморегулирования. Не рубеже 70-х годов широкую популярность завоевали идеи Отношение к научному, в частности математическому инструментарию, так же как и бихевиористским приемам манипулирования поведением людей, стало еще более спокойным, когда в начале 80-х годов была осознана огромная важность "организационной культуры" как характеристики интегрирующей, собирающей, словно в фокусе, все особенности предприятия - и системные, и поведенческие. Маятник вновь качнулся от технократизма к гуманизму в управлении. Однако ситуация резко изменилась за последние несколько лет не только в нашей стране, но и во всем мире. Уменьшаются ресурсы, сокращаются рынки, все более яростной становится конкуренция, угроза безработицы подавляет инициативу, а решения политиков затрудняют деловую жизнь. Сильно искушение как-либо укрыться от этой жесткой реальности. Позитивной альтернативой является борьба не только ради выживания, но и для того, чтобы, становясь сильнее и увереннее, обеспечить себе процветание в эти трудные времена. Чарльз Дарвин описал, как определенные виды организмов преуспевают просто из-за лучшей приспособленности к окружающей среде; тот же эволюционный процесс имеет такое же отношение к менеджерам 80-90х годов нашего века, как и для морских ежей и ящериц на заре времен. Вот что сказал один директор центрального отделения большой
европейской компании, когда его уволили, в связи с тем, что отделение
понесло убытки, и обвинили в этом его: "Три года назад положение
на рынке было более благоприятным, и тогда я сохранил бы свою работу. Что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в
теоретическом, и в практическом плане - сегодня, в 90-е годы? Во-вторых, особенность последних лет - все больше обращения
к: здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые
доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя
управления или кто встает на этот путь. Менеджмент как наука во всем его многообразии развивается
своим путем и имеет огромные перспективы. Однако в настоящее время даже
широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к
рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных
на эту тему книг таких авторов как Д.Карнеги, У.Оучи, Т.Питер, Р.Уотермен,
мемуаров Л.Якокки - президента автомобильного гиганта "Крайслер", Однако в 80-е годы даже американцы вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "наукой управления". Ведь японцы - пожалуй, самая учащаяся и способная к обучению нация - так и не пришла к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю. Европейцы занимают промежуточную позицию между этими двумя
управленческими культурами. С одной стороны, они имеют школы
бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы,
хотя и не в таком количестве, с другой - управление как вид деятельности
до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень
высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И
тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие "школы бизнеса", фирмы
консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не
разоряются, но и процветают даже в условиях спадов производства. Однако, Европейские менеджеры переживают ныне времена строгих требований, сдвигов и угроз. Это влияет на все стороны жизни организаций, вызывая реакции, меняющиеся от радости и надежды к неуверенности и отчаянию. За последние двадцать лет в структуре и деятельности как
частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения. В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами. падением прибыли, недостатком энергии, безудержной инфляцией, безработицей, общественными беспорядками и повышенной политической нестабильностью. организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим руководителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми в обращении с непредсказуемым будущим. Как говорится: "Неизменно только постоянство изменений". Менеджеры должны развить в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление в наступающие годы. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В НАШЕЙ СТРАНЕ В этой связи, нельзя пройти мимо антибюрократической кампании, которая
развернулась в нашей стране в последние годы в условиях перестройки. По-
видимому, как и во многом другом, мы зачастую, впадаем здесь в крайность. ли, партийном или хозяйственном аппаратах - узурпирует монополию на власть и неизбежно переносит патологию бюрократизированных систем на все общество, являясь источником застоя. Но другое дело пытаться искоренить руководителя, управленца, профессионального менеджера как такового, подвергнуть его изгнанию из экономической и политической системы, уповать на то, что работники упраздняемых органов управления или
сокращаемого административного аппарата станут к станку, прилавку и т.п. голизмом. Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а
не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует
никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но
менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми
качествами. Ведь не случайно доля административно-упрвленческих работников это несмотря на то, что огромная масса специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм в самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов. По-видимому, нам следует сделать важный вывод из этого - дело не в
механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого - умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое . Кто знает, может быть овладение всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей хозяйственной жизни. Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих
для всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю
каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то
подвластных каждому отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не
слишком ли часто мы .объясняем наши неудачи объективными
обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину: 1. Филип Котлер "Основы маркетинга "."Прогресс", Москва, 1992. |
|
||