|
Подготовка менеджеров в США, в странах Западной Европы, в РоссииКраткое описание документа Подготовка менеджеров в США, в странах Западной Европы, в РоссииПервыми степень МВА получили выпускники бизнес школы Дортлеутского колледжа штата Нью-Хэмпшир в 1901 г. Квалификация МВА быстро получила признание среди студентов и работодателей. Это связано с тем, что препод Министерство образования Российской Федерации САМАРСКАя ГОСУДАРСТВЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя АКАДЕМИя КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА КОНТРОЛЬНАя РАБОТА ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ» ТЕМА: «ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В США, В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, В РОССИИ» СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ 4 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИКР, ФАКУЛЬТЕТА ВВДО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХ.
САМАРА 2002 СОДЕРЖАНИЕ |1. |ВВЕДЕНИЕ |4 | ВВЕДЕНИЕ Широкий общественный интерес к менеджменту на протяжении последних
лет тесно связан с появлением и развитием школ бизнеса или школ
менеджмента. Разнообразие в содержании программ бизнес-школ создает большое
количество проблем выбора у потенциальных студентов. Обычно усугубляет эти
проблемы недостаток достоверной информации о качестве той или иной
программы подготовки. Наиболее остро этот вопрос стоит перед желающими
получить высший и общепризнанный в мире уровень менеджерской квалификации 2. ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 2.1. Подготовка менеджеров в США. Первыми степень МВА получили выпускники бизнес школы Дортлеутского колледжа штата Нью-Хэмпшир в 1901 г. Квалификация МВА быстро получила признание среди студентов и работодателей. Это связано с тем, что преподававшиеся дисциплины были тесно связаны с потребностями производства и рынка. Система образования по бизнесу и менеджменту, как и большинство
других специальностей, является в США трехступенчатой. После окончания
средней школы, проучившись 4 года в университете или колледже, можно
получить степень бакалавра. Далее следует двухгодичное образование по
магистерским программам: «магистра делового администрирования» (МВА), Обычно на магистерские программы поступают люди в возрасте 25-30 лет,
имеющие кроме степени бакалавра не менее 2-х лет практической работы. Третьей ступеней обучения бизнесу и управлению являются программы,
ведущие к получению степени доктора философии (Ph.D.). Они предусматривают 2.2. Бизнес-школы в Европе Следует однако подчеркнуть, что американский путь подготовки
менеджеров – не единственный в мировой практике. Первые бизнес-школы в Оле Роллаг предпочел учиться в Европе, во французской школе HEC,
отказавшись от высокооплачиваемой работы, не говоря уже о пицце и бейсболе. «Учеба в других странах привлекательна для студентов, которые видят
свое будущее в многонациональных корпорациях. Если не считать студентов,
занимающихся международными проектами для своих компаний, учеба за рубежом
необходима только тем, кто хочет сделать себе карьеру в иностранной
компании», - считает американец Алан Фоллмар, недавний выпускник одной из
европейских бизнес-школ. Перед тем, как поступить в бизнес-школу, Фоллмар
работал в компании General Electric, занимаясь тестированием новых
двигателей. Теперь же он является сотрудником финансового отдела парижской
компании Barclays Capital. Для него получение степени МВА в Европе явилось При выборе бизнес-школы следует обратить внимание на ее
направленность и специализацию. В некоторых бизнес-школах, например в Одним из показателей надежности школы является ее участие в AACSB –
международной организации, занимающейся вопросами бизнес-образования. В OUBS - Школа Бизнеса Открытого Университета - получила аккредитацию
престижной европейской системы аккредитации EQUIS. Это первая среди
аккредитованных EQUIS школ, имеющая только дистанционные программы. OUBS
стала восьмой британской школой бизнеса, преодолевшей сложный процесс
оценки, проводимый представителями европейских и североамериканских бизнес-
школ и общественных организаций. OUBS - Школа Бизнеса Открытого «Мы получили самое высокое одобрение качества своих программ по
менеджменту, которое может дать Европа», сказал профессор Роланд Кайе, EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская система
улучшения качества) - это международная система стратегического аудита и
аккредитации, созданная в Европе для оценки бизнес-школ с широким спектром
национальных особенностей. EQUIS входит в The European Foundation for • высокие международные стандарты качества во всех сферах, определенные моделью EQUIS; • существенный уровень интернационализации; • потребности предприятий должны быть глубоко внедрены в программы, учебный процесс и развитие. 2.3. Школы подготовки менеджеров в России Потребность в бизнес-образовании в России начала формироваться только на рубеже 90-х годов. Волна желающих пройти бизнес-обучение породила и большое количество предложений. В это время и возникли первые прообразы бизнес-школ в России. За время, прошедшее с момента открытия первых школ, в их программах произошли значительные изменения, они стали более разнообразными, некоторые бизнес-школы приобрели свое лицо. Высшая школа финансового менеджмента - одно из ведущих подразделений Высшая школа финансового менеджмента АНХ готовит квалифицированных специалистов по управлению финансами, стараясь четко следовать современной концепции финансового менеджмента. Эта концепция находит отражение в учебных курсах Школы, которых уже несколько десятков. Именно они сегодня составляют главный потенциал Высшей школы финансового менеджмента. Научно - педагогическую деятельность Школы определяют кафедры,
объединяющие преподавателей - ведущих специалистов по финансам и
менеджменту. Именно от них зависит качество и содержание учебного процесса
в Школе: преподаватели пишут книги, учебники, разрабатывают новые учебные
курсы, участвуют в издании лучших зарубежных учебников по управлению и
финансам. Учебный процесс в Школе представлен системой обучающих программ:
долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, а также семинаров и
дистанционных тематических курсов. Главенствующую роль в этой системе
играют магистерские программы. В ее составе также программы "второго"
высшего образования, программы профессиональной переподготовки по
финансовому менеджменту, в которых достаточно полно отражаются современные
тенденции изучения менеджмента и финансов. Определяющее отличие
магистерских программ - подготовка и защита магистерской диссертации. «Главная задача нашей программы МВА», - говорит директор МВА ВГУЭС Программа делает упор на применение теоретической подготовки к
решению практических задач. Потребность в специалистах именно такого уровня
и такой направленности подготовки в условиях рыночной экономики высока. И все же на практике подготовка менеджеров на российских предприятиях пока хромает. Между практикой российского управления и современными технологиями менеджмента сложился колоссальный разрыв. Если российские управленческие работники осознали масштабы несоответствия применяемых ими методов новым условиям, то перед ними три основных магистрали. Первый путь - через хорошо известную, но уже забытую систему повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов. Темпы повышения квалификации работников предприятий резко снизились, можно сказать, сошли на нет из-за дороговизны сопутствующих затрат (проезд, проживание, обучение). Проблема, однако, заключается не только в экономической невозможности предприятия обеспечить обучение работников, а прежде всего в том, что нет отраслевых кадров преподавателей, подготовленных для обучения новейшим методам менеджмента и работающих на эквивалентном с западными школами бизнеса уровне. Отраслевые институты растеряли большую часть кадров. Второе направление восполнения наиболее острого дефицита управленческого ресурса - информационного заключается в подготовке российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров. Конечно, это один из наиболее действенных путей решения проблемы. Однако, помимо нехватки у предприятий валютных средств для финансирования этого направления главная проблема заключается в отсутствии возможности реальной коммуникации между источником и получателем знаний - старая как мир проблема свободного владения иностранными языками российскими управленческими работниками. Последняя соломинка - опыт предприятий - мировых лидеров, которые сами формируют кадры менеджеров. Установив чрезвычайно высокую, "штучную" оплату за передачу и освоение новых технологий, реально поддерживая любые новшества (от крупного - освоение новой технологии до мельчайшего - рацпредложения, которое дает или даст результат в будущем). Надо это сделать постоянным видом деятельности предприятий. Каждому предприятию срочно необходимо разработать собственную целевую программу развития и внедрения новых методов и технологий менеджмента и концепцию развития собственного менеджмента, которая должна включать основные направления работ по решению организационных, экономических и управленческих проблем отрасли. Главное же как можно быстрее отказаться от использования существующих устаревших методов управления и начать переход на новые технологии менеджмента в соответствии с мировыми и передовыми отечественными достижениями по ключевым направлениям (инвестиционный менеджмент и бизнес- планирование, финансовый менеджмент, бюджетный менеджмент, лизинг, логистика, внутрифирменное планирование, контроллинг и др.), перейти от управления отдельными мероприятиями к управлению концептуально ориентированными программами. Переход на новые методы и системы менеджмента позволит совершить качественный скачок в экономику XXI века. 3. ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ НА МОЕМ ПРЕДПРИЯТИИ Я работаю в Управлении связи ООО «Самаратрансгаз». Подготовка
менеджеров на нашем предприятии носит характер обучения посредством опыта. Для повышения эффективности работы предприятия, на мой взгляд, помимо
подготовки квалификационных специалистов необходимо пересмотреть принципы
управления трудовыми ресурсами. Эта проблема характерна для большинства
предприятий России. Первое, на что следует обратить внимание – это гарантия
занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к
стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность
служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной
общности, гармонирует отношения рядовых сотрудников с руководством. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближается и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знаний становится поистенне интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта – дело очень ценное и полезное. И это начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения – все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль. Во всем этом многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории. Практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Учебник. –М.: Дело, 1997. 2. Все о бизнес-тренингах и бизнес-семинарах» – HTTP://subscribe.ru//catalog/economics.school.euro 3. Материалы «Финансовых известий» |
|
||