|
Реклама и ее воздействие на социальные объектыКраткое описание документа Реклама и ее воздействие на социальные объектыВ середине двадцатого века началось серьезное изучение рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой, некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 московский государственный университет сервиса поволжский технологический институт сервиса кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» реферат по дисциплине «Социальные технологии» тема: Реклама и ее воздействие на социальные объекты. Выполнил студент Козловская Н. В. Группа СкР-402 Руководитель Ермишин С.П. Тольятти 2000 г. Содержание. Введение. 1. сущность рекламы. 2. Воздействие рекламы на социальные объекты. 2.1 Социальное влияние. 2.2 Личностное влияние. Способы привлечения внимания и воздействия на потребителя. Эмоциональные реакции. Продажа не товара, а потребности. Вопросы морали. Заключение. Литература. Введение. В середине двадцатого века началось серьезное изучение рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой, некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 раз за час по радио. Однако стоит обратить внимание на то, что как бы нам не нравилось это “засилье рекламы” - мы все же следуем. Не приходится говорить о том, что выбираем мы исключительно “отрекламированных” президентов - никто не поставит на “темную лошадку”. Причем одна реклама действует на нас более эффективно, чем другая. Реклама играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства. Однако мало создать "красивую и интересную" рекламу - нужно, чтобы она 1. Сущность рекламы. Что представляет из себя реклама? Термин “реклама” происходит от латинского “рекламаре”, что означает откликаться, возражать, выражать неудовольствие. Реклама - это распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.п. с целью сознания им популярности. ... Реклама - информация о потребительских свойствах товаров и разных видов услуг с целью их реализации, создания спроса на них. Цель рекламы - распространение сведений, информации. Но при разработке рекламного объявления или целой рекламной кампании всегда учитывается, на какую целевую аудиторию ориентирована данная реклама. Объектами рекламы могут являться различные социальные объекты, обладающие различными потребностями и информацией. Например, государство, как социальный объект, имеет самое большое
количество источников информации. Помимо источников, которые используют
остальные субъекты, оно имеет свои специфические службы, которые помимо
своих основных обязанностей занимаются также сбором информации (например: Менее крупные, но гораздо более многочисленные объекты рекламной деятельности - предприятия. Большинство предприятий не обладают такими финансовыми средствами и нормативной основой для сбора информации, какие имеет государство. Поэтому у предприятия намного меньше источников информации: 1) отчеты о деятельности своего предприятия; 2) отчеты правительства; 3) научные публикации; 4) информация из торговых и других коммерческих журналов; 5) справочники; 6) реклама в СМИ; 8) информация, полученная от фирм, занимающихся исследованием рынка и продажей своей информации; 9) выставки, дни открытых дверей и т.д.; 8) законы, указы и постановления правительства; 10) личные встречи и знакомства персонала фирмы. И, наконец, самая крупная совокупность социальных объектов домохозяйства. Большинство домохозяйств имеют очень мало средств для поиска необходимой информации, либо вовсе не их не имеют. Основными источниками получения информации являются: 1. Личные (семья, друзья, соседи и др.). 2. Коммерческие (реклама, выставки). 3. Общедоступные (СМИ). Среди этих источников реклама дает самое большое количество информации, однако, домохозяйства склонны принимать решения на основе информации, полученной из личных источников, а реклама и другая коммерческая информация используется как первоначальная, т.е. для ознакомления с товаром или услугой. Наибольшая часть рекламной продукции создается с целью продажи товара второй и третьей категориям. Причем, под товаром в данном случае понимается как промышленный продукт, так и человек, идея, организация. И, поскольку, решение обычно принимает один человек - хозяйка, совершающая покупки; директор фирмы; избиратель - то именно этот индивидуальный потребитель рассматривается как потенциальный покупатель. На основе различных характеристик потребителей, проводится сегментирование рынка. Сегментирование рынка - это процесс разработки рекламы, при которой
товар или услуга адресуются некой опознаваемой части целого рынка. Целью
исследования рынка является разделение людей по однородным группам Примером сегментирования людей по классовому принципу и дальнейшего
использования этого в рекламной деятельности является анализ мотивов
поведения людей разных классов Ллойда Уоркера (книга "Общественный класс Поскольку общество состоит из многочисленных классов и классовых прослоек, для которых характерно стремление вверх по общественной лестнице, то огромную роль играют материальные символы общественного положения, эксплуатируемые рекламой. Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что можно успешно рекламировать более дорогие и изысканные продукты питания, одежду, убранство жилья, автомобили. 2. Воздействие рекламы на социальные объекты. Рассмотрим, какое влияние может оказывать реклама на отдельно взятого индивида (конкретного потребителя) и на общество в целом. 2.1 Социальное влияние. Наши реакции на рекламное послание обусловлены многими факторами, т.к. мы являемся продуктом культуры и общества, продуктом семьи, которой выросли. Соответственно, реклама оказывает социальное и культурное влияние на потребителя. Если же рассматривать ее влияние на общество, то влияние оказывается на следующие области: 1) культура; 2) социальные классы; 3) референтные группы; 4) семья. Культура. Понятие культуры определяется как целый комплекс осязаемых вещей, неосязаемых понятий и социальных правил поведения, определяющих группу людей или образ жизни. Влияние рекламы в этой сфере мы видим ежедневно. Реклама формирует литературные пристрастия многих людей, рекламируя книги Марининой, Пелевина - создавая моду на этих авторов. Мода на одежду и музыку тоже (особенно среди молодежи) зависит от "раскрученности" кутюрье или музыкальной группы. Определяя развитие материальной культуры, реклама влияет и на такие неосязаемые понятия, как знания, законы, мораль, обычаи, которые вместе определяют группу людей или образ жизни. Например, реклама создает новые традиции. "Жуйте "Орбит" после еды" -
чем не попытка (и довольно успешная) создать новую традицию? Меняются и
моральные установки людей. Например, последнее время популярна тема
трансвеститов, геев и других сексуальных меньшинств. И если люди старшего
поколения с осуждением относятся к рекламе, играющей на подобной тематике,
то мое поколение смотрит на это с интересом, а для нынешних школьников -
это уже становится нормой. Другой пример изменения нашего сознания -
запретные темы, о которых нельзя говорить во всеуслышание, например, запоры
или менструация. Реклама зачастую настолько открыто обсуждает эти
деликатные темы, что зрителю становится неловко, но постепенно мы привыкаем Социальный класс. Под социальным классом понимается положение в обществе, которое занимает человек, и определяется доходом, благосостоянием, образованием, работой, семейным престижем и т.п. факторами. Реклама всегда учитывает принадлежность потенциального покупателя к какому-либо классу и играет на этом. Большинству людей присуще стремление стать богаче, умнее, уважаемее - реклама придает товару свойства, которые помогут покупателю приблизиться к своей мечте. Например, дорогой костюм придаст вам солидности, шикарная машина создаст впечатление богатства, роскоши. На самом деле, это будет не реальная, а иллюзорная - солидность, роскошь - точно также, очки сделают вас умнее только с виду - но люди "покупаются" на это. Тем самым, реклама подчеркивает различия между социальными классами, наделяя их представителей отличительными признаками, присущими лишь этому классу - которые, однако, и вы можете приобрести. Во-вторых, предлагая "купить" иллюзорную принадлежность к более высокому классу, реклама поддерживает желание низших классов "выйти в люди", подстегивает их. Однако, в последнее время реклама стала оказывать и совершенно противоположное влияиние - доказыать, что все люди равны, внешнее - не значит истинное. Например, реклама "Спрайта" - крутой сноубордист, известная поп-звезда, шикарная фотомодель - они ни чем не лучше обыкновенного "тебя" - потребителя. Не равняйся на них, "будь собой". Семья. Институт семьи также претерпевает большие изменения под влиянием
рекламы. Например, выпуск множества товаров для детей - дублирующих точно
такие же "взрослые" товары - подчеркивает независимость, отличность ребенка
от родителей. Это относится к рекламе детской зубной пасты, шоколада Кроме того, активно используется образ мужчины-домохозяйки - этим стирается стереотип "женщина у плиты", а мужчина без жены только консервы себе сможет открыть. Эта тема чаще всего используется в рекламе бытовых приборов, кухонных принадлежностей, продуктов питания. 2.2 Личностное влияние. Реклама активно влияет и на нашу индивидуальность. Индивидуальные характеристики могут быть разделены на 2 категории: демографические и психографические. Демографические - это статистическое представление социальной и экономической характеристики людей, включая возраст, пол, доход, профессию и размер семьи. Психографические относятся к психологическим переменным. В их числе - позиции, жизненный стиль, суждения и личностные черты. Демография. а) возраст. На разных стадиях жизни люди имеют разные потребности, но иногда эти потребности предписывает иметь реклама. Например, многие пожилые люди теперь пьют бальзам ""Биттнер". Потому что реклама сказала - внушила им: для человека пожилого возраста он просто необходим, хотя все его достоинства есть и в отварах лечебных трав, и просто в домашнем вине. Но реклама создала новую потребность у людей определенного возрастав конкретном продукте. Реклама средств по уходу за кожей часто охватывает все возраста. Сейчас в рекламе часто используется псевдонаучная лексика, но это вряд ли подвигнет рядового покупателя выучить органическую химию и проверить, действительно ли действие "какого-то препарата со сложным названием" содержащего "совершенно новое соединение" уменьшает морщины на 20% за 5 дней. г) доход. Реклама влияет на распределение семейного бюджета не меньше, чем наши реальные потребности, а иногда даже вопреки им. Немалая часть денег уходит на так называемые, импульсивные покупки. Сделаны они под влиянием мгновения (психологически точно угаданного создателями рекламы), на проверку могут оказаться не столь нужными, но сделанного не воротишь. Сезонные скидки и распродажи также могут пробить непридведенную брешь в нашем бюджете, а соблазнительные кредиты и рассрочки сократят ежемесячный доход на долгий срок. Психография. а) восприятие. Реклама часто меняет наше мировосприятие. Например, если вы каждый день будете наблюдать по телевизору, как героиня рекламного ролика опрыскивает себя новыми духами и сразу же завоевывает внимание мужчин, то почувствовав запах этих духов от реальной женщины, вы заподозрите ее в желании привлечь мужское внимание. Это, конечно, утрированный пример, но примерно так реклама и воздействует на наше восприятие. В реальной жизни мы начинаем сравнивать окружающих людей и себя с героями рекламы - и если сравнение не в нашу пользу - может стоит воспользоваться рекламируемым продуктом? б) привычка. Наши привычки определют нашу индивидуальность, поведение, помогают окружающим понимать и предсказывать наши реакции. Реклама формирует новые привычки и укрепляет старые. Например, вредные привычки - типа курения - окрашиваются в "розовые" тона, герои рекламы сигарет - симпатичные и мужественные парни, элегантные женщины. Тем самым, сигареты превращают в символ самостоятельности, в элемент имиджа - и оправдывают вредную привычку. Примером создания новой привычки могут послужить жевательные резинки и
косметические средства - без которых человек может обойтись или найти им
замену - но реклама создала привычку из их использования. в) жизненный стиль. Реклама часто предлагает готовый стиль жизни - и
расхваливает его, предлагая принять. Например, "сила, мощь, решительность,
целеустремленность" - такому жизненному стилю соответствуют товары:
электробритвы для мужчин, дезодоранты для мужчин, автомобили, моторные
масла. Другой вариант - "добрый, уютный, домашний, привычный" - масло,
молоко, шоколад, стиральная машина, пылесос. Стиль современности
подчеркивает в имидже таких товаров, как холодильник, сотовый телефон,
кредитная карта Internet - "стильно, модно, современно, дорого, но стоит
того, ты будешь первым". Если вы приверженец здорового образа жизни - Потребителю остается лишь подобрать наиболее близкий ему стиль жизни - а соответствовать ему легко - как проводить досуг, что покупать в магазине, как питаться и одеваться подскажет реклама. г) мотивации. Мотив - это внутренняя сила, побуждающая человека вести себя определенным образом. Реклама иногда становится этой самой силой, мотивирую на определенные поступки, покупки. Здесь мы вплотную подходим к сфере психоанализа. Его стали активно применять для разработки эффективной рекламы лишь с середины нашего века, но добились впечатляющих успехов. Современные рекламные специалисты придерживаются теории трех
психологических состояний: Особенно усиленно изучаются в последнее время состояния второе и
третье. Методы исследования различны: (тест психиатра Германа Роршаха). Такой метод носит название проекционного. Итак, мы выяснили, что реклама оказывает серьезное воздействие на общество в целом, его социальные институты и индивидуумов. Теперь я хочу привести результаты некоторых исследований, которые характеризуют степень этого воздействия в цифрах. Исследование журнала Parade показало, что хотя лишь 13% респондентов
признали, что реклама оказывает "сильное влияние" на их собственный выбор
при покупке, 48% уверены, что она оказывает сильное влияние на других. Исследование показало также, что только 25% респондентов заявили, что телевизионная реклама может подтолкнуть их к покупке нового товара. 3. Способы привлечения внимания и воздействия. Одна из главных трудностей, стоящих перед рекламой - заставить потребителя уделить внимание именно той информации, которую она хочет ему сообщить. Это достаточно сложная задача. Исследование 1800 телевизионных рекламных роликов показало, что только 16% людей, которые видят ролик, запоминают марку рекламируемого товара. По результатам другого аналогичного исследования, в среднем 24% из увидевших телевизионное рекламное объявление могут на следующий день содержательно описать его. Не менее сложная ситуация сложилась и в сфере розничной торговли. В ассортименте типичного супермаркета - от 18 до 20 тыс. наименований товаров. Выделение продукта из массы аналогов на магазинной полке и привлечение внимания потребителей становится основной проблемой при разработке упаковки товаров. Основные факторы, влияющие на привлечение внимания потребителя, могут быть разбиты на две основные категории: личные (индивидуальные) факторы и факторы, относящиеся к стимулам. Вероятность того, что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отведенной для товара. Это особенно важно для импульсивных покупок, когда сбыт продукта отчасти зависит от того, сколько места под него отводится. Наблюдения над женщинами - покупательницами в новейших огромных магазинах самообслуживания (супермаркетах) показали, что покупки часто совершаются здесь не по заранее составленному перечню, а импульсивно - под влиянием обилия товаров. Большую роль при этом играют внешний вид товара, его запах, цвет: маринады, фруктовые компоты в стеклянных банках, конфеты, пирожные, закуски составляют в общем более 90% таких импульсных покупок. В качестве физиологического показателя в одном из исследований было
выбрано количество мигания глаз покупательниц при помощи скрытой камеры. У
нормального человека глаза мигают 32 раза в минуту, при сильном волнении,
напряжении - до 50 - 60 раз, при расслабленном состоянии - до 20 и менее. После исследований стали прибегать к еще более яркой и привлекательной упаковке. При этом обнаружилось, что сильнее всего гипнотизируют желтый и красный цвет (на мужчин сильнее действует синий). Появилась упаковка, изображающая соблазнительные процессы приготовления пищи и как будто взывающая к завершению таких процессов. Исследованиями установлено, что женщины, направляясь за покупками, оставляют очки дома. В связи с этим стали раскладывать товар на уровне глаз, а особенно соблазнительные товары - на видном изолированном месте и в большом количестве, что называется навалом, так как изобилие сильно привлекает покупателей. Способности стимула привлекать и удерживать внимание могут быть значительно увеличены при правильном использовании цвета. По результатам исследований газетной рекламы, цветные рекламные объявления увеличивают объем сбыта на 41 % больше, чем их черно-белые аналоги. Кроме того, одни цвета привлекают больше внимания, чем другие. Известно, что владельцев красных автомобилей штрафуют за превышение скорости чаще, чем водителей машин любого другого цвета. Силу красного цвета подтверждает также тот факт, что компании, размещающие свою рекламу в коммерческих справочниках, часто используют этот цвет как способ привлечь к себе внимание. Высокая интенсивность раздражителя часто вызывает повышенное к нему внимание. Например, усиливают внимание громкие звуки и яркие цвета. Радио- и телереклама могут начинаться с громких звуков, чтобы привлечь к себе внимание. Достаточно часто в печатной рекламе используются яркие цвета. Люди склонны уделять больше внимания тем раздражителям, которые контрастируют со своим окружением. Представление стимулов, которые не являются последовательными или контрастируют друг с другом, создает конфликт восприятия, что повышает внимание. В рекламной деятельности применяются разнообразные методики, основанные на использовании принципа контраста. Например, черно-белое объявление, следующее за цветными, может стать заметнее из-за контраста. Аналогично, телереклама с более громким звуком, чем у предшествующей программы, также может привлечь больше внимания. Заметим, что в обоих случаях учитывается уровень адаптации: потребители привыкают к определенным цветам или уровню громкости, поэтому их нарушение привлекает внимание. Также на заметность стимула может повлиять его положение. Продавцы
бакалейных товаров знают это очень хорошо и борются за такие выгодные
места, как концы проходов в магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Размещение немаловажно и для печатной рекламы. Больше внимания привлекают объявления, расположенные в начале журналов, на правых страницах, а также на внутренних и задней внешней сторонах обложки. По- видимому, такой эффект связан с тем, как люди обычно просматривают журналы. Удачное размещение объявления на странице также может повысить внимание к нему. Основное правило гласит, что самым благоприятным местом для размещения рекламы является левый верхний угол, а наименее благоприятным — правый нижний. Позиции рекламы в эфире вещательных средств информации исследователи уделяли меньше внимания, хотя общепризнанно, что реклама действует эффективнее, если она размещается внутри обычной передачи, а не в рекламном блоке. Реклама в начале и в конце программы страдает от нагромождения объявлений и прочего отвлекающего, не относящегося к программе материала. Глаз человека стремится перемещаться по объявлению в определенном направлении. Примерами стимулов, указывающих направление, являются стрелки и разнообразные указывающие символы. Двигающиеся раздражители привлекают больше внимания, чем стационарные. Привлечению внимания способствует и метод изоляции, который заключается в представлении немногочисленных раздражителей в относительно свободном окружении. Использование принципа изоляции в печатной рекламе означает, что вместо сплошного заполнения рекламного объявления информацией и изображениями, значительная его часть остается “неиспользованной” Другие приемы предполагают использование «раскладных изображений» в печатной рекламе, трехмерных изображений и принципа «музыкальной открытки», когда при раскрытии печатного объявления скрытая в нем микросхема проигрывает мелодию. Некоторые раздражители привлекают наше внимание, потому что мы привыкли на них реагировать. Телефонный звонок или звонок в дверь, например, вызывают у человека немедленную реакцию, телефонный звонок или звук сирены часто используются в качестве фона радио- и телерекламы. Нередко для участия в рекламе приглашают известную фотомодель или знаменитость. Подобные объявления встречаются довольно часто во всех средствах информации. 4. Эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции могут принимать одну из множества форм — в зависимости от соответствующего типа чувств, однако, все разнообразие чувств можно разделить на три основные категории: оптимистические, негативные и «теплые». В общем случае, оптимистические и теплые чувства способствуют принятию, тогда как отрицательные — мешают ему. При разработке эффективного рекламного обращения следует рассчитать,
какие именно познавательные и эмоциональные реакции скорее всего возникнут
при обработке информации. Поскольку от этих реакций зависит принятие
обращения, в рекламу следует включать только те элементы, которые вызывают
положительные мысли и чувства. Элементы, которые вызывают неблагоприятные
реакции, следует изменить или вовсе исключить из объявления. 5. Продажа не товара, а потребности. Часто реклама говорит не о товаре, который рекламирует, а о тех удобствах, которые вы приобретете, купив его. Например, вы покупаете не крем, а исчезновение морщин. Не автомобиль, а престижный имидж. Другие глубинные мотивы, используемые в рекламе: Чувство уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха). Надежность (мыло, патентованные фармацевтические средства). Самоудовлетворение (экскаваторы: машинисты обижались на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не придатком к ней). Творческие наклонности (садоводством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле - компенсация бездетности). Объекты любви (изображение матери и малыша в рекламе "Памперсов"). Сила (мощные автомобильные моторы; моторные лодки). Семейные традиции (масло, молоко, чай: "Как в старые - добрые времена"). Бессмертие (страхование жизни: надо обещать застрахованному "надежду на бессмертие", достигаемое через гарантию от забвения). 6. Вопросы морали. Моральной оценке подлежит прежде всего сам факт психологического
воздействия на миллионы людей. Допустимо ли оно? Можно сказать, что
пользоваться доверием человека, эксплуатировать его неправильные
представления, превращать в капитал его незнание - с точки зрения морали
достойно порицания. Возникает, таким образом, моральное разногласие. Заключение. Рекламная деятельность развивается в неразрывном взаимодействии с другими науками. Исследования в сфере психоанализа и подсознательных мотиваций помогло разработать действенные технологии рекламного воздействия. Социологические исследования позволяют сегментировать рынок, выделять целевые группы, классифицировать потребителей с точки зрения различных социальных характеристик. Развитие техники и компьютерных технологий совершенствует каналы передачи рекламной информации. В своей работе я рассмотрела различные рекламные технологии и "уловки", повышающие эффективность рекламы, с точки зрения использования их на различных социальных объектах. Основное внимание я уделила индивидуальному потребителю - как самой большой социальной группе объектов рекламы. Выделяя в совокупности индивидуальных потребителей основные целевые группы по демографическому, географическому, поведенческому, социальному и другим признакам, рекламисты варьируют различные способы воздействия. Подробнее других был рассмотрен способ подсознательного воздействия Также рассмотрены моральные аспекты такого скрытого воздействия рекламы на миллионы людей. Литература 1. “Большая Советская Энциклопедия”, т.21., М., 1975. Пб., 1999 г. |
|
||