|
Отчет по практикеКраткое описание документа Отчет по практикеМесто проведения данной работы выбрано руководствуясь следующими принципами: изучение документооборота государственной организации; изучение приемов и методов, применяемых в экономической деятельности государс |ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | |отчет | |по производственной практике | |подготовил СТУДЕНТ |
|ВОРОНЕЖ - 1997 | оглавление оглавление 2
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА 4 1.1.1 ИЗ ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИя 4 1.1.2. Формы медицинского страхования 4 1.1.3. Переход к обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации 7 1.1.4 Организационно-правовая база ОМС и ТФ ОМС 8 1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в 1995-1996 годах 11 1.2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАя СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИя ТФ ОМС 13 1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС 14 1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников ТФ ОМС 15 РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИя И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА 21 2.1 ОРГАНИЗАЦИя ТРУДА НА ПРЕДПРИяТИИ 21 2.1.1 ОРГАНИЗАЦИя РАБОчИХ МЕСТ 21 2.1.2 Аттестация кадров ТФ ОМС 23 2.1.3 Формы повышения квалификации в ТФ ОМС 24 2.2.1 УРОВЕНЬ НОРМИРОВАНИя ТРУДА В ТФ ОМС 25 2.2.2 Фотография рабочего дня работников 26 2.2.3 Хронометражные наблюдения 29 2.2.4 Оценка эффективности труда служащих 30 РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА ТРУДА 34 3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
Введение Данный отчет подготовлен на основе изучения организационно-технических
данных Территориального фонда обязательного медицинского страхования,
исполнительная дирекция которого находится по адресу: г. Воронеж, ул. Место проведения данной работы выбрано руководствуясь следующими принципами: изучение документооборота государственной организации; изучение приемов и методов, применяемых в экономической деятельности государственных организаций; изучение принципов организации труда на государственных предприятиях; определение степени нормируемости труда служащих и попытка выявления резервов для повышения производительности труда руководителей, специалистов и служащих; изучение системы оплаты труда и материального стимулирования руководителей, специалистов и служащих; изучение организационной структуры госсектора экономики; изучение связи и взаимодействия госсектора с другими формами собственности. Также в работе раскрываются принципы и база обязательного медицинского страхования граждан в РФ, как части социальной политики государства. Раздел 1. менеджмент 1.1 характеристика объекта 1.1.1 Из истории медицинского страхования Изменения в конце XVIII в. во многих странах экономической ситуации и общественных взаимоотношений привели к образованию на предприятиях обществ взаимной солидарности. Они возникали на добровольной основе и представляли собой целевые фонды, создаваемые за счет отчислений от заработной платы работников. Средства этих фондов предназначались для оплаты лечения и компенсации потерь заработка, вызванных болезнью работника. Это было первым шагом к формированию системы медицинского страхования Так как обязательное медицинское страхование (ОМС), как и система социального страхования в целом, требовало определенного, достаточно высокого уровня организации общества и развития производственных сил, то его формирование, развитие и выделение как социального института происходило очень медленными темпами на протяжении многих десятилетий. Впервые ОМС, преобразовавшись из добровольного, возникло в 1845 г. в Позже законы об ОМС стали появляться и в других экономически развитых странах мира. Причем их создание осуществлялось лишь благодаря жестким требованиям работников и профсоюзов. Так в 1866 г. в России вышел закон, обязывающий предпринимателей, имеющих более 200 наемных рабочих, строить больницы с бесплатным лечением из расчета 1 койка на каждые 100 работников. С 1883 г. система ОМС была установлена почти в каждой стране, но она продолжала зависеть лишь от владельцев фабрик и заводов и никак не финансировалась государством. 1.1.2. Формы медицинского страхования На сегодняшний день существует две формы медицинского страхования населения — добровольное и обязательное медицинское страхование, которые в определенном соотношении существуют сейчас в каждом цивилизованном государстве. Добровольное медицинское страхование является лишь чисто коммерческим
предприятием и минимально регулируется государством, поэтому страховаться в
таких организациях — это дело выбора каждого гражданина. Совершенно
противоположным свойством обладает обязательное медицинской страхование. Рассмотрим существующие системы финансирования здравоохранения в экономически развитых странах. Всего существует три типа таких систем: централизованная; децентрализованная; смешанная. Так, при национальном здравоохранении, то есть здравоохранении
полностью зависящим от государства, на его нужды расходуется около 6% от Другая, совершенно противоположная система финансирования сложилась в Третий тип системы существует в Японии, Франции, Голландии, Германии и 1.1.3. Переход к обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации Как известно, в России до конца 1991 г. существовала преимущественно
государственная медицина, работа которой в рамках бывшего Союза была
эффективной и не требовала каких-либо конструктивных изменений. Средства
аккумулировались в государственном бюджете откуда, в зависимости от
потребностей, перераспределялись на более низкие уровни управления. Но эти отрицательные стороны не проявлялись резко до тех пор, пока не произошел развал СССР и не были разорваны производственные связи. В этот период наблюдался резкий спад производства, доходные статьи уменьшались, а т.к. социальная сфера не пользовалась особыми приоритетами то, поступление средств в эту область резко сократилось. Существующая система финансирования требовала конкретных изменений. 1.1.4 Организационно-правовая база ОМС и ТФ ОМС Организационно-правовая база системы обязательного медицинского страхования определяется нижеследующими законодательными актами. Закон РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” от 28.06.91 №4741-1. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные
основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон
направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и
государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан
в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан В Законе говорится, что “медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья”. Его целью является гарантия гражданам получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. В Законе также определяется, что медицинское страхование в нашей стране осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Но из интересов работы рассматриваться будут лишь те пункты, которые определяют базу обязательного медицинского страхования. “Обязательное медицинское страхование является составной частью
государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.” Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения — местная администрация; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица,
осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно- исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. Определяются права и обязанности граждан РФ, лиц не имеющих
гражданство РФ, стахователя, страховой медицинской организации, медицинских
учреждений; определяются источники финансирования системы здравоохранения в Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1: положение “О порядке
финансирования ОМС граждан на 1993 год”, положение “О федеральном фонде В данном документе утверждается: положение о ФФ ОМС; положение о ТФ ОМС; положение о порядке уплаты страховых взносов в ФФ и ТФ ОМС. Постановляется правительству РФ: назначить исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования; разработать и утвердить положения, регламентирующие финансовое взаимодействие, учет и отчетность в системе обязательного медицинского страхования. Для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, также устанавливается размер страховых взносов на ОМС в размере 3,6% к ФОТ в следующем соотношении: в ФФ ОМС — 0,2%; в ТФ ОМС — 3,4%. Так как нас, в первую очередь, интересует деятельность ТФ ОМС, то ознакомимся подробней с положением “О ТФ ОМС”. ТФ ОМС создается правительством республики в составе РФ, Советом народных депутатов и администрацией автономной области, автономного округа, края, области для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. ТФ ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, является юридическим лицом и подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Определяются задачи Территориального фонда: обеспечение реализации Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” и предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС; обеспечение всеобщности ОМС с условием достижения социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС. А также его функции: аккумулирование финансовых средств на ОМС; осуществление финансирования ОМС; осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС; разработка правил и нормативной базы ОМС на соответствующей территории; осуществление контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан; согласование совместно с заинтересованными органами[3] тарификации стоимости медицинской помощи и территориальной программы ОМС; осуществление других мероприятий по организации обязательного медицинского страхования граждан. Определяются финансовые средства ТФ ОМС, которые находятся в
государственной собственности Российской Федерации и изъятию не подлежат. А
также источники их формирования: часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных
хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, а также
средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих
бюджетах на ОМС неработающего населения; доходы, получаемые от использования временно свободных финансовых
средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Положением определяется, что норматив финансовых средств, выделяемых Также говорится, что “временно свободные финансовые средства Определяются цели, на которые могут быть использованы доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств ТФ ОМС. Определяется принцип руководства деятельностью ТФ, которое осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором, а также состав правления ТФ ОМС и его функции. Определяются задачи и функции филиалов ТФ ОМС и принципы контроля как деятельности филиалов, так и ТФ ОМС. Определяются особые условия деятельности ТФ ОМС. Финансовые средства Территориального фонда, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются. Работники Территориального фонда приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти. Письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 1993 г. N 03-01"Об организации работы территориального фонда" Содержит нормативно-методические документы для организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Постановление СМ РФ от 22.09.93 N 930: положение “Об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования”. Данный документ включает в себя общие положения, основные задачи и функции исполнительной дирекции ФФ ОМС, а также определяется порядок взаимодействия с ТФ ОМС. Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан”. Определяются условия и принципы финансового взаимодействия всех субъектов в системе ОМС. Постановление ВС РФ 1.06.93 г. N 5312-1 “О финансировании государственных расходов из республиканского бюджета РФ в III квартале 1993 года”. Определяется роль и место бюджетного финансирования в системе ОМС. 1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в 1995-1996 годах Основой деятельности ТФ ОМС, исходя из законодательных актов, является создание методической базы ОМС на закрепленной территории, контроль за выполнением своих обязанностей ЛПУ и СМО, а также сбор, аккумулирование и распределение средств. Первые два показателя имеют под собой качественную основу и трудно поддаются количественной оценке. Для их анализа можно использовать данные проверок, осуществляемых ФФ ОМС по приказу Президента РФ, которые говорят о низкоэффективной работе ТФ ОМС по их улучшению. Анализ следующих показателей основан на данных бухгалтерского баланса и сводной отчетности деятельности ТФ ОМС. Сбор средств ТФ ОМС и его филиалов в 1995-1996 годах составил
соответственно 85 258 и 115460 млн. руб. в абсолютных ценах. При пересчете
данных значений в сопоставимые цены используют индекс повышения оплаты
труда, который на конец 1996 год в среднем по области был равен 1,43. Т.о.
получаем поступление средств от предприятий и организаций в 1995 году в
ценах 1996 года 121919 млн. руб., т.е. за 1996 год собираемость налога на Табл. 1 Доходы от вложения временно свободных средств также упали, что было связано, во-первых, с уменьшением реальных доходов и, следовательно, с уменьшением временно свободных средств. А во-вторых, опустилась ставка банков по депозитам, но это и не является решающим фактором, влияющим на динамику по этой статье. Анализируя следующую статью можно сделать вывод, что в ЛПУ передается
условно постоянная сумма в размере 96% наличных средств ТФ ОМС. Т.о.
содержание организации осуществляется за счет 4% от средств фонда, что
составило в 1995 году (в ценах 1996 года) 5452 млн. руб., а в 1996 году — ТФ ОМС самостоятельно осуществляет сбор платежей по ОМС с предприятий и прочих страхователей, контролирует полноту и своевременность их поступления. Для повышения собираемости налога на ОМС с предприятий в Хотя на основе Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан” на счет Территориального фонда должны также направляться бюджетные платежи по ОМС неработающих граждан, но на самом деле этого не происходит из-за хронического дефицита местного бюджета и данные средства в таблице не показаны. На рис. 1 изображена схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС, существующая на сегодняшний день (пунктирной линией показана финансовая связь, которая должна была существовать на основе Постановления №03-01). Рис. 1. Схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС. Из данной схемы видно, что СМО, при реальном отсутствии конкуренции
между ЛПУ, играют лишь роль посредника и создают дополнительные трудности
при прохождении средств к ЛПУ, их контроле и разработки методической базы 1.2 Организационная структура предприятия 1.2.1 Организационная структура управления ТФ ОМС Исходя из организационно-правовой базы ОМС граждан в РФ следует: объектом в системе ОМС является право гражданина РФ в получении
гарантированного минимума медицинских услуг, раздел социальной политики
государства; субъектами в системе организации ОМС являются: ФФ ОМС, ТФ ОМС, СМО, Взаимосвязь субъектов показана на рис. 2. Рис. 2. Организационная схема ОМС. Управление Территориальным фондом ОМС в Воронежской области полностью возложено на исполнительную дирекцию, которая включает в себя исполнительного директора, его заместителей и 14 отделов. Т.о. организационная структура исполнительной дирекции ТФ ОМС будет являться и оргструктурой управления Территориальным фондом. На рис. 3 представлена оргструктура, существовавшая до 1997 года, а на рис. 4 — оргструктура существующая на сегодняшний день[6]. Изменения в структуре управления вызваны в первую очередь попыткой
дирекции адаптировать организацию к постоянно меняющимся условиям
деятельности. Так сектор статистики был вынесен из центра аналитической и
статистической информации в отдел планирования доходов и финансирования Отдел маркетинга перешел из непосредственного подчинения исполнительному директору в подчинение управлению поступлением средств, что обусловлено близостью задач данного отдела и отдела контроля за перечислением средств. Также отделу медстрахования были переданы полномочия отдела по контролю за качеством лечения. Появился экспертно-аналитический отдел, основной задачей которого стал анализ тарифов на медуслуги ЛПУ. Анализируя подчиненность и функции отделов можно прийдти к выводу о существовании линейно-функциональной связи с явным преобладанием последней. В табл. 2 для определения масштаба элемента структуры показано распределение сотрудников по каждому отделу ТФ ОМС. Таблица 2. 1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС Помимо общей структуры управления ТФ ОМС существуют и организационные
структуры отделов и служб внутри самой исполнительной дирекции. Они
принимают участие в управлении не только кооперативно на уровне
исполнительной дирекции по схеме, приведенной выше, но и самостоятельно
принимают решения по специфическим вопросам, что возможно благодаря наличию
прямой связи “отдел ИД — соответствующая служба филиала, ЛПУ или СМО”. Так,
например, согласование тарифов на медицинские услуги осуществляется при
непосредственном взаимодействии отдела ценообразования, представителя ЛПУ и Для демонстрации внутренней и внешней связи на рис. 5 показана оргструктура бухгалтерии исполнительной дирекции ТФ ОМС, которая отвечает за учет и отчетность по всему ТФ ОМС, но использует данные, полученные и обработанные местными службами. Отделы бухгалтерии в филиалах имеют небольшую численность персонала и простые оргструктуры и поэтому на схеме раздельно не показываются. Рис. 5. Организационная схема бухгалтерии. Заместители главного бухгалтера имеют функциональную связь с
сотрудниками отдела и отвечают за решение определенных вопросов в отделе 1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников ТФ ОМС Организационно-правовая база отделов регулируется внутренним
документом — Положением об отделе[7]. Данный документ составляется для
каждого отдела (службы) ТФ ОМС и утверждается исполнительным директором ТФ Организационно-правовая база деятельности сотрудников ТФ ОМС заложена
в Правилах внутреннего трудового распорядка ТФ ОМС Воронежской области[8] и
штатном расписании[9]. В них определяются правила приема на работу в ТФ 1.3 Управленческая документация В организации происходит огромный оборот различных форм документов от
рекомендательных писем местного уровня до Федеральных законов. Так,
например, в отделе ценообразования наибольший удельный вес в
документообороте занимают документы местного уровня — формы статотчетности Все документы разделены по признаку — входящий-исходящий, который показывает место создания документа (табл. 3). Таблица 3. Объем этих документов составляет от нескольких предложений до десятков страниц. Основные характеристики документооборота по ТФ ОМС приведены в таблице 4. Таблица 4. Все входящие и/или исходящие документы обязательно проходят канцелярию, заместителя директора и исполнительного директора. Остальной путь документа может меняться в зависимости от его формы, цели и предназначения. На рис. 6 и 7 показаны две документограммы по исходящему и входящему-исходящему документу. Рис. 6. Нормативное письмо главврачам ЛПУ (исходящее). Рис. 7. Проект Закона “Об ОМС граждан в РФ” (входящее-исходящее). 1.4 компьютеризация в управлении Территориальный фонд обязательного медицинского страхования для
выполнения своих задач и функций, предприсанных Постановление ВС РФ от На балансе фонда находится 35 компьютеров ( I486DX2-66 RAM16 ), 11
принтеров (HP LaseJet 5L) и прочая оргтехника. Кроме этого для обслуживания
рабочих мест ТФ ОМС используются мощнейшие компьютеры на базе платформ Для быстрого дистанционного получения всей полезной информации силами Рис. 8. Схема компьютерной сети исполнительной дирекции ТФ ОМС. Принцип работы данной сети заключается в следующем. Вся информация от Нижеприведенная таблица дает представление об обеспеченности рабочих мест исполнительной дирекции ТФ ОМС оргтехникой. Таблица 5. Из таблицы видно, что на 52 сотрудника фонда, имеющих дело с
оргтехникой, приходится 347100 млн. руб. в пересчете на действующие цены. 1.5 Организационная диагностика Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Таким образом анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Наиболее популярным методом анализа внутренней и внешней среды является метод SWOT. Преимущества данного метода заключаются в том, что с его помощью можно одновременно рассматривать состояние и внутренней и внешней среды, что позволяет установить линии связи между силой и слабостью внутри организации и внешними возможностями и угрозами. Проводя анализ среды ТФ ОМС можно составить следующие определения: сильные стороны мощный научный потенциал квалифицированные кадры возможность нововведений и быстрого реагирования слабые стороны слабая законодательная база возможности применение взаиморасчетов между субъектами ОМС привлечение дополнительных средств из прочих источников объединение с фондом социального страхования и обеспечения угрозы низкий уровень заработной платы отсутствие денег на счетах страхователей искажение статистической и отчетной информации СМО и ЛПУ Исходя из этого составляется матрица SWOT и матрицы гроз и возможностей. | |Возможности: |Угрозы: | Рис. 9. Матрица SWOT. | |Сильное влияние |Умеренное влияние | Рис. 10. Матрица возможностей. | |Критическое |Тяжелое |Состояние | Рис. 11. Матрица угроз. Используя эти данные можно заранее разработать алгоритм поведения для каждой из описанных ситуаций. Заключение по разделу 1 Анализируя изученный материал, можно утверждать, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой финансовой организацией, которая обладает достаточной устойчивостью и имеет профессионально подготовленные кадры. Для нее сложно давать финансовые и организационные прогнозы на долгосрочную перспективу, так как она является государственной организацией и полностью зависит от реализации программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. К недостаткам функционирования организации можно отнести сильную зависимость от органов местного самоуправления, отсутствие работы в области нормализации законодательной базы, а также слабую финансовую основу. Проверила раздел: раздел 2. организация и нормирование труда Основными продуктами деятельности ТФ ОМС являются сбор и распределение необходимых для выполнения территориальной программы ОМС средств, разработка и рационализация методической и нормативной базы ОМС. Исходя из этого всех работников ТФ ОМС можно отнести к служащим. По Единой номенклатуре должностей служащих, разработанной Госкомтруда Кроме того, что служащие непосредственно не участвуют в создании материальных ценностей, следует выделить и другие особенности их деятельности: в работе служащих преобладают затраты умственного труда; труд руководителей не поддается количественному учету, а следовательно, и применяемые ими методы не могут быть точно нормированы; большинство категорий служащих имеют ненормируемый рабочий день. Далее рассмотрим принципы научной организации труда в ТФ ОМС 2.1 Организация труда на предприятии 2.1.1 Организация рабочих мест Учитывая то, что ТФ ОМС является государственной организацией в ней
cуществуют некоторые особенности в принципах организации труда. Так в фонде
не существует коллективного договора, большинство работ по НОТ проводятся
не для улучшения каких-либо показателей, а с целью исполнения указов Основным законодательными актами, определяющими основополагающие
принципы организации труда в ТФ ОМС, являются Постановление ВС РФ от Основными направлениями в научной организации труда ТФ ОМС являются: разделение и кооперация труда; подбор, подготовка и повышение квалификации кадров; совершенствование нормирования труда; улучшение условий труда; материальное и моральное стимулирование; совершенствование организационно-технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса. Последний пункт данного списка — совершенствование организационно-
технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса Особенностью организации рабочих мест в ТФ ОМС является то, что первоначально комплектование штатов происходило из уже имеющих досаточный опыт подобной работы (10 и более лет) специалистов. На сегодняшний день организация пополняется молодыми специалистами различных направлений, но по прежнему в фонде преобладают сотрудники со стажем работы более 10 лет. В табл. 6 показано распределение сотрудников организации по профессиональному составу и сменности работ, а также представлены возрастные характеристики по каждой группе. Таблица 6. Еще одной особенностью организации труда в ТФ ОМС является то, что при
поступлении на работу сотрудники не подписывают коллективного договора,
договором считается письменное заявление стандартного образца о приеме на
работу в ТФ ОМС. Все вопросы, возникающие между работодателем и
работниками, регулируются Кодексом законов о труде, штатным расписанием,
должностными инструкциями и Правилами внутреннего трудового распорядка[12]. Для повышения эффективности труда в ТФ ОМС широко используется такое
направление НОТ, как разделение и кооперация труда. В фонде имеет место
функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда. Первое В приложении 1 показан принцип функционального разделения труда в исполнительной дирекции ТФ ОМС Воронежской области, а на рис. 5 стр.12 на примере бухгалтерии показано функциональное деление внутри отдела. Масштабы профессионально-квалификационного разделения труда по специальностям можно проследить по табл. 6, а в нижеследующей таблице представлено деление на категории служащих. Таблица 7. 2.1.2 Аттестация кадров ТФ ОМС В целях совершенствования работы фонда, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и развития инициативы и творческой активности на основании Положения о порядке проведения аттестации работников ТФ ОМС Воронежской области[13] была проведена аттестация персонала фонда. При проведении аттестации были поставлены следующие задачи: определение служебного соответствия работника занимаемой должности; выявление перспективы использования потенциальных способностей работников, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу. Все цели и задачи аттестации можно сформулировать в общем как содействие выявлению общего кадрового потенциала и оптимальное обеспечение функционального предназначения аппарата. По Положению аттестация в ТФ ОМС Воронежской области проводится один раз в 4 года. Учитывая то, что фонд был организован в 1993 году с февраля по март 1997 года по приказу исполнительного директора проводилась очередная аттестация работников фонда. Вся работа по проведению аттестации проводилась в два этапа. На первом этапе аттестационной комиссией ТФ ОМС Воронежской области составлялись вопросы для сотрудников фонда и проводилось их тестирование. В состав комиссии входили исполнительный директор, его заместители, начальники юридического отдела, отдела кадров, отдела планирования доходов и финансирования, ИЦАСО и главный бухгалтер. В приложениях 6 и 7 представлены аттестационный лист и примерный перечень показателей для оценки квалификации работников. Вопросы к аттестации были составлены из трех частей в которых проверялись общие знания по системе ОМС в России, знания и умения работы с компьютерной техникой и специализированные профессиональные навыки. На втором этапе сотрудниками ФФ ОМС был проверен профессиональный уровень самой комиссии и соответствие занимаемым должностям, а также подведены итоги аттестации. Результатом аттестации стало подтверждение профессиональной пригодности и соответствия уровня знаний занимаемым должностям. Кроме этого, на основе писменных ответов и собеседований был разработан план работ по повышению квалификации работников фонда. 2.1.3 Формы повышения квалификации в ТФ ОМС Для повышения эффективности и оперативности непосредственной деятельности организации требуется наличие механизма, который бы предоставлял возможность сотрудникам предприятия повышать и систематизировать свои профессиональные навыки и умения. Так в ТФ ОМС существует система повышения квалификации сотрудников фонда как на базе высших учебных заведений, так и собственными силами территориального и федерального фонда ОМС. Убедиться в действенности системы можно имея следующую информацию. По
данным анкетного опроса из 67 человек, работающих в исполнительной
дирекции, считали целесообразным и хотели повысить свою квалификацию 45. Таблица 8. Как видно из таблицы наиболее престижным или доступным местом для повышения квалификации являются курсы лекций и семинаров, а также научные конференции, проводимые федеральным и территориальным фондом ОМС. Это является закономерным отражением той действительности, что на базе фонда, федерального или территориального, всегда рассматриваются конкретные вопросы и демонстрируются нововведения, прошедшие апробацию в других филиалах или фондах. Так же не следует упускать из вида, что на данные мероприятия тратятся значительно меньшие суммы, нежели на другие формы повышения квалификации. Кроме показанного в таблице следует выделить, как метод повышения квалификации, еженедельное информирование служащих фонда по всем вопросам, касающихся ОМС. Не смотря на то, что различные курсы и семинары проводятся в течении длительного срока, а иногда и в других городах, в 1996 году с отрывом от производства повышение квалификации прошло лишь 4 человека. Что говорит об определенной оптимизационной работе, проделанной фондом в системе повышения квалификации. 2.2 Нормирование труда в организации 2.2.1 Уровень нормирования труда в ТФ ОМС Как уже отмечалось выше труд служащих, особенно руководителей и специалистов, очень сложно поддается нормированию. Это связано в первую очередь с тем, что им приходится выполнять разнородную работу и решать разнородные задачи. Если для нормирования труда служащих применять те методы и способы, что и для нормирования труда рабочих, занятых в материальном производстве, то можно прийти к таким противоречиям, которые сложно будет разрешить с помощью формул. Так, например, невозможно определить норму времени для обработки одного документа используя метод микроэлементного нормирования труда, так как даже унифицировав документы по какому-либо признаку (объем, значимость, срочность, сложность информации и т.п.) и разработав приблизительные нормативы, мы не сможем установить когда какие нормативы применять. Для выхода из создавшейся ситуации используют два метода. Во-первых,
это укрупненные нормативы времени и численности, устанавливаемые, как
правило, на основе действующих нормативов в подобных организациях или на
основе длительной собственной практики, использую опытно-статистический В ТФ ОМС основным нормативным документом является Письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 1993 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда". В нем говориться, что основным показателем для расчета количества работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования является наличная численность населения по состоянию на 1 января, а рекомендуемый предельный норматив — 1 штатная единица в расчете на 15 тысяч наличного населения данной территории. Таким образом для организации рабочих мест в ТФ ОМС существует явно только один норматив — норма численности, который разработан экспертным путем в ФФ ОМС и распространяется на весь персонал фонда. Но кроме этого норматива различными законодательными актами[14] предусматриваются определенные сроки выполнения работ, что носит скрытый характер норм времени и распространяется на 2/3 сотрудников фонда. Так, например, сдача отчетов бухгалтерией вышестоящим и контролирующим органам происходит не позднее 15-го числа каждого месяца. А для этого всем отделам, работающим с необходимой для бухгалтерии информацией, требуется сдавать свои отчеты не позднее 8-го числа каждого месяца. На основе вышеизложенного материала попробуем рассчитать коэффициент нормирования труда служащих в организации. Кнт=Снч/Соч*Кнч*Ккн+ Снв/Сов*Кнв*Ккн+ Сну/Соу*Кну*Ккн , где Снч, Снв, Сну — число служащих, на которых распространяются соответственно нормативы численности, времени, управляемости; Соч, Сов, Соу — число служащих, на которых должны быть разработаны соответствующие нормативы; Кнч, Кнв, Кну — коэффициенты, характеризующие долю влияния соответствующего норматива (в нашем случае — 0,3; 0,6; 0,1); Ккн — коэффициент, характеризующий качество применяемых нормативных
материалов соответственно для каждой нормы, (в нашем случае — 0,5; 0,1; Таким образом, проведя расчет, получаем уровень нормирования труда в ТФ ОМС равный 0,55 или 55%. 2.2.2 Фотография рабочего дня работников Для выявления резервов повышения эффективности труда и нерациональных затрат рабочего времени автором была проведена фотография рабочего времени сотрудников ТФ ОМС, которая представлена в нижеследующей таблице. Таблица 9. Данная фотография была проведена в период минимальной загрузки сотрудников, в таблице 9 представлена другая фотография, которая проводилась в период полной загрузки. Таблица 10. Для наглядного сравнения по использованию рабочего времени в разные периоды времени в таблицах 11 и 12 приведены балансы на основе данных первой и второй фотографий. Таблица 10. Таблица 12. Рассчитаем коэффициенты использования рабочего времени и потерь рабочего времени, вызванных нарушением трудового процесса и нарушением трудовой дисциплины в период минимальной загруженности. [pic] [pic] [pic] Для сравнения двух фотографий рассчитаем основные показатели использования рабочего времени при полной загруженности сотрудников ТФ ОМС. [pic] [pic] [pic] Как видно из этих расчетов эффективное использование рабочего времени во второй период времени возросло почти в два раза, а нарушение трудовой дисциплины сократилось в два раза. Это явление связано в первую очередь с тем, что сотрудники в период своей минимальной занятости непосредственными обязанностями практически незаряженны никакими делами. Поэтому для дальнейших расчетов будем пользоваться данными табл. 12, как более отвечающим нормальным условиям труда. Из расчетов видно, что эффективность работ сотрудников ТФ ОМС в
периоды полной загруженности составляет 88%, а 12% потерь рабочего времени
связано с непроизводительными работами и нарушениями трудовой дисциплины. За счет устранения потерь на непроизводительную работу: [pic] За счет устранения потерь, зависящих от работника: [pic] За счет устранения других непроизводительных затрат: [pic] Также следует учесть и уменьшение производительности труда за счет полного расходования времени на ОТЛ и ОТП[16]: [pic] Таким образов, если учесть все изменения, которые произойдут при строгом соблюдении норм, можно ожидать повышение производительности труда равное сумме всех коэффициентов — 17,56%. Чтобы проверить свои предположения рассчитаем коэффициент повышения производительности по формуле: [pic], что подтверждает наши предыдущие расчеты. 2.2.3 Хронометражные наблюдения С целью выявления средней продолжительности выполняемых элементов
операций и анализа их рациональности автор провел выборочный хронометраж по
следующим статьям: рабочие телефонные переговоры по внутренней и внешней
линии связи и набор текста с помощью текстового редактора на компьютере. Результаты хронометражных наблюдений сведены в табл. 13. Из хронометражных наблюдений следует, что среднее время телефонных переговоров по внутренней линии составляет 1 мин. 20 сек.; по городской линии — 3 мин. 40 сек.. Данные результаты не поддаются оценке, т.к. на них не существует никаких нормативов. Результаты же хронометража работы на компьютере проанализировать возможно. Так при нормативном наборе 1 тыс. знаков должно тратиться 5 мин., в то время как сотрудники ТФ ОМС производят набор в среднем за 12 мин.. Таблица 13. Таким образом проанализировав данные наблюдений можно наметить пути для рационализации трудового процесса и повысить производительность труда. 2.2.4 Оценка эффективности труда служащих Как уже было сказано выше, труд многих категорий служащих не может быть измерен количественно, также имеются сложности с качественными измерениями проводимых работ. Поэтому для определения эффективности труда служащих используются методы, несвойственные для нормирования труда производственных рабочих. К числу таких методов можно отнести анкетирование, собеседование, самоанализ и некоторые другие. Но практически все методы оценки эффективности труда служащих сводятся к сверке намеченного и выполненного планов работ. Такой подход в управлении организацией называется управление по целям (МБО[17]). Данный подход активно использовался в ТФ ОМС в период становления организации. Существовали как годовые и квартальные планы, так и месячные и недельные, а в периоды повышенной загрузки сотрудников использовались планы работ на день. На сегодняшний день для оценки эффективности труда работников фонда используются только квартальные отчеты о проделанной работе. 2.3 Психофизиологические основы организации труда Рациональная организация рабочих мест служащих определяется не только уровнем технико-экономического развития производства. Также существуют факторы, определяющие условия труда на производстве. К ним относятся: психофизиологические; санитарно-гигиенические; режим труда и отдыха; эстетические. Психофизиологические — это те факторы, которые обусловлены конкретным
содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда Физические нагрузки измеряются в килограммометрах и показывают тяжесть физического труда. Нервно-психические нагрузки зависят от объема и характера поступаемой и обрабатываемой информации. Такие нагрузки можно определить с помощью системы показателей: уровень напряженности внимания; степенью напряженности анализаторных функций; уровнем эмоционального напряжения. Для оценки таких показателей как темп, ритм и монотонность труда используют различные формулы и нормативы, которые можно найти в различных справочниках по НОТ. Для комплексной оценки психофизиологических факторов условий труда все показатели сводятся в единую таблицу. В таблице 14 рассмотрены все показатели, характерные для организации труда в ТФ ОМС. Таблица 14. |
|
||