|
Отчет прохождениия практикиКраткое описание документа Отчет прохождениия практикиВ условиях обострения конкуренции на мировом рынке чрезвычайно важно правильно организовать ВЭД на предприятии, что способствовало бы получению конкурентных преимуществ за счет расширения связей предприятия и Национальный банк Украины Украинская академия банковского дела Кафедра управления и внешнеэкономической деятельности О Т Ч Е Т о прохождении учебной практики
Сумы 2001 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………..………..3 1. Общая характеристика ОАО «Насосэнергомаш».................................5 1. История создания предприятия…………………………………….5 2. Специализация……………………………………………..………11 2. Организационно-управленческая структура ОАО «Насосэнергомаш»………………………………………….………….12 1. Организационно-управленческая структура предприятия ……..12 2. Организационно-управленческая структура отдела внешнеэкономических связей……………………………………..13 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности фирмы……………………………………………………………...……….23 Выводы и предложения………………………………………..………25 Список использованной литературы…………………………….……26 Приложения Введение Учебная практика была пройдена на предприятии ОАО «Насосэнергомаш». Существенная часть выпускаемой заводом продукции идет на экспорт. Уже сейчас завод «Насосэнергомаш» известен в более чем 40 странах мира как надежный партнер. В условиях обострения конкуренции на мировом рынке чрезвычайно важно правильно организовать ВЭД на предприятии, что способствовало бы получению конкурентных преимуществ за счет расширения связей предприятия и на этой основе достижению победы в конкурентной борьбе. Поэтому перед заводом встает проблема изучения перспектив развития ВЭД. В этом и состоит актуальность проведенной работы. В связи с этим необходимо исследовать факторы, которые влияют на осуществление ВЭД заводом и которые способны повлиять на дальнейшее ее развитие. Что и является практическим значением данной работы. Цель исследования - изучить организацию ВЭД на предприятии и перспективы ее развития. Задачи работы: - ознакомиться с историей создания завода; - изучить специализацию ОАО «Насосэнергомаш»; - рассмотреть организационно-управленческую структуру предприятия; - изучить структуру отдела внешнеэкономических связей и обязанности его работников; - выявить перспективы развития ВЭД. Общая характеристика ОАО «Насосэнергомаш» 1. История создания завода. В жизни сумских насостроителей 1999 год занимает особое место. Прошло Первые поселенцы на старом Липецком городище, основавшие город Сумы принесли с собой родовые навыки кузнечного, плотницкого, портняжного, кожевенно-скорняжного, гончарного, мельничного труда. Жизнь горожан в 17-18 веке проходила в рамках фамильных профессий. Образуя цехи, они объединялись в городскую структуру цеховиков во главе с войтом. В начале 19 века облик города стал меняться. На его экономическую
жизнь резко повлиял сахар. На Сумщине строится много сахарных заводов. Их производством занимались иностранные предприниматели, которые
создавали в городе машиностроительные предприятия различного профиля. Одним
из таких предпринимателей в Сумах был немец Резенквист. В 1869 году он
открыл первый в городе машиностроительный завод, который состоял из
литейного, механического, столярно-модельного участков, парокотельной и
других вспомагательных служб. Он выполнял заказы как сахарных, так и
спиртовых производств. Однако к концу 19 столетия - в начале 20-го завод Свой завод Погуляйченко разместил на пустыре, часть которого занимал карьер, в котором добывалась глина для кирпичного завода Басова. На вновь созданном заводе в основном изготовляли сельскохозяйственный инвентарь: бороны, плуги, молотилки, веялки, оборудование для мельниц и водокачек. За период от основания завода до первой империалистической войны он принял военный заказ, расширил производство, построил новые цехи. Однако уже в 1917 г. в цехах завода начались забастовки, митинги,
демонстрации. После революции в 1920 г. Сумский совнархоз, объединив
отдельные маленькие мастерские, официально пустил в строй завод В послевоенные годы в связи с интенсивным развитием энергетики Совет За прошедшее время коллектив завода, а затем научно-производственного объединения «Насосэнергомаш» создал мощную материально-техническую базу с огромным научным потенциалом. За полвека были разработаны и освоены сотни новых насосов, изготовлено и поставлено более 500 тыс. насосов для тепловых и атомных электростанций, магистральных нефтепроводов, коммунального городского хозяйства, металлургии, химической промышленности, сельского хозяйства, военно-промышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства. Предприятие освоило широкий ассортимент товаров народного потребления. За сравнительно небольшой исторический промежуток времени в Сумах выросло высокоразвитое насосное производство. Завод стал одним из мировых лидеров по выпуску энергетических насосов. Можно без преувеличения сказать, что за годы своего существования он прошел путь, равный столетиям. Сумские насосы известны в Европе и Азии, в Африке и Южной Америке. Они поставляются и эксплуатируются более чем в 30 странах мира. В 90-х годах, в период перехода экономики на рыночные отношения, завод работает в сложных условиях, меняется номенклатура продукции, идет борьба за рынки сбыта. На предприятии произошли коренные организационно- структурные изменения, из государственного оно превратилось в открытое акционерное общество. С первых дней на заводе большое внимание уделялось качеству продукции. На предприятии постоянно осваивалась новая техника, зачастую аналогов ей в стране не было. Она должна была отвечать соответствующим стандартам, требованиям по качеству, потому что с каждым годом все больше насосных агрегатов отправлялись на экспорт. В настоящее время проблема качества остается очень острой. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции потребители просто откажутся от производителя, продукция которого не соответствует требованиям соответствующих стандартов. В 1997 году завод заключил договор с Киевским отделением «Бюро Благодаря плодотворному труду технических, экономических и
производственных служб завода при содействии и методическом руководстве Итогом этой работы явилось вручение заводу 30 марта 1999 года
сертификата соответствия действующей системы управления качеством продукции
международному стандарту качества ISO 9001-94, зарегистрированному в Данный сертификат повышает авторитет завода на международных рынках, позволяет производить сертификацию продукции без аттестации производства, но коллектив предприятия не останавливается на достигнутом. Система качества находится под постоянным контролем руководства. Завод располагает квалифицированными, аттестованными спецыалыстами по аудиту системы качества, уточняются и совершенствуются документы и протоколы качества, проводится другая работа. В 1982 году в отделе главного технолога было создано бюро по
разработке управляющих программ для станков с ЧПУ. В заводе на то время
было 4 станка с ЧПУ. В настоящее время их более 50. Использование станков с Чтобы повысить конкурентоспособность, необходимо большое внимание
уделять качеству продукции. На заводе давно и регулярно проводятся дни
качества, как правило, с участием генерального директора А.Д.Рыженко и
первых руководителей цехов и отделов. По качеству насосного оборудования
завод находится на пятом-шестом месте в мире. Первое место занимает фирма Опыт изготовления атомных насосов завод пытается распространить на все производство. Товары низкого качества не будут пользоваться спросом потребителя. Для обеспечения продукции завода требованиям международных стандартов сейчас на заводе внедрена система качества, которая соответствует стандарту ISO 9001-94 и ДСТУ 150-9001-95. Главный инженер является представителем руководства завода по управлению качеством. Если раньше сертификация продукции занимала где-то десятое место, то сейчас она на первом. Получение сертификата позволило значительно поднять престиж предприятия. Большое внимание на заводе уделялось экспорту продукции. Насосы с
маркой «НЭМ» поставлялись в 36 стран мира, поэтому в первую очередь
ставилась задача - сохранить имеющихся партнеров (приложение А). Многие из
них долгое время эксплуатировали сумские насосы, но не знали
производителей, так как продукция поставлялась централизовано. Поэтому
руководители и ведущие специалисты предприятия выезжали в Германию, Прямые связи, работа на конкретного заказчика показали, что необходимо пересматривать номенклатуру выпускаемой продукции, учитывать запросы в первую очередь украинского потребителя. Высокая квалификация и опыт инженерно-технических работников и рабочих завода «Насосэнергомаш» позволяли быстро осваивать новую наосоную технику. Специализация Завод ОАО «Насосэнергомаш» производит питательные, конденсатные, нефтяные, сетевые, оросительные, специальные, фекальные, вакуумные насосы, насосы для атомных электростанций, а также и блочную автоматику (см. приложение Б). К началу 90-х годов на заводе производились также товары народного потребления: насосы для полива ПЦН, «Оазис», БЦС «Псел»; насосы ножные для накачивания шин автомобилей и мотоциклов; полуавтоматические закаточные машинки МЗП - 1; наборы для ванн; тиски поворотные и слесарные любительские. Организационно-управленческая структура предприятия Завод «Насосэнергомаш» в настоящее время является открытым акционерным обществом, возглавляемым президентом-генеральным директором Рыженко А.Д. В руководство завода также входят: - директор производства; - коммерческий директор; - технический директор; - директор по экономике и финансам; - директор по вопросам контроля и качества; - главный бухгалтер. Более подробная структура предприятия указана в приложении В. Организационно-управленческая структура отдела внешнеэкономических связей. Внешнеэкономической деятельностью на предприятии занимается бюро внешнеэкономических связей. Оно является структурным подразделением отдела маркетинга. (рис. 2.2.1.). Бюро ВЭС было создано в начале 90-х годов, когда предприятию пришлось выйти на международные рынки в связи с: 1. нестабильностью политической и экономической обстановки в стране; 2. несовершенством законодательства; 3. нестабильностью национальной валюты; 4. конкуренцией со стороны действующих на внутренних рынках иностранных компаний. Кроме того выходу предприятия на мировой рынок посодействовали следующие мотивы самого предприятия: - снижение риска потери доходов за счет снижения зависимости от одного внутреннего рынка; - расширение рынка сбыта продукции с целью увеличения прибыли; - получение за рубежом ноу-хау за счет кооперации с иностранными партнерами; - ожидание низкого экономического роста и ухудшения инвестиционного климата; - диверсификация источников снабжения материально-техническими ресурсами. Рис. 2.2.1 Организационно-управленческая структура отдела маркетинга. Договорное бюро занимается заключением договоров на поставки продукции в страны СНГ. Бюро сбыта оформляет документы, сопровождающие груз. Бюро ВЭС осуществляет поставки оборудование в страны дальнего зарубежья (рис. 2.2.2.). В функции бюро прогнозирования и рекламы входит маркетинговые исследования рынка. Рис. 2.2.2. Организационно-управленческая структура бюро внешнеэкономических связей. Финансист бюро ВЭС занимается пересчетом всех денежных сумм в иностранной валюте в национальную. Ино-корреспондент производит деловую переписку с иностранными партнерами. Инженер по подготовке производства осуществляет подготовку производства по текущим заявкам. Права и обязанности всех работников отдела схожи. Они перечислены в должностной инструкции ведущего специалиста отдела ВЭС. Должностные инструкции
1. Ведущий специалист отдела внешнеэкономических связей назначается на должность и освобождается от занимаемой должности президентом ОАО по представлению начальника отдела маркетинга. - номенклатуру продукции, выпускаемую ОАО; - ценовые характеристики на оборудование завода; - порядок заключения договоров, контрактов; - руководящие материалы по качеству; - Стандарты, действующие в отделе маркетинга; - Положение о поставках ППТН; - методы ведения переговоров с потребителями; - Устав ОАО, Колдоговор.
Ведущий специалист ОВЭС обязан: 3.ПРАВА
1. За несвоевременное и неправильное заключение хоз.договоров на поставку продукции. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности предприятия Для завода «Насосэнергомаш» развитие ВЭД означает новые возможности использования преимуществ международной производственной кооперации, рост степени свободы в принятии экономических решений и выбора путей решения поставленных задач. Для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности предприятию необходимо повышать конкурентоспособность своей продукции. Завод «Насосэнергомаш» является одним из ведущих производителей
насосов в странах СНГ и Балтии. Поэтому конкуренция здесь его не пугает. Для повышения конкурентоспособности также необходимо снижать себестоимость выпускаемой продукции. Этого можно добиться внедрением станков с ЧПУ. По словам одного из работников отдела ВЭС одной из перспектив развития | |Существующие товары |Новые товары | 1. Первоначально завод должен попытаться более глубоко внедрить существующий товар на существующих рынках т.е. каких-либо существенных изменений в сам товар не вносить, а опробовать более разумные варианты рекламы; снижение цены; расширение сети реализации. 2. Можно попытаться для уже существующего товара найти новые рынки. 3. Возможно предложение новых товаров имеющимся клиентам на существующих рынках. 4. Диверсификация. Предложение новых товаров на новых рынках. В данное время идет бурное развитие стран третьего мира, в которые переносят свою тяжелую промышленность ряд развитых стран. По этому этот рынок остается потенциальным. Таким образом для развития внешнеэкономической деятельности заводу необходимо сделать акцент на проведении маркетинговых исследованиях, на сбор более полной и достоверной информации о конъюнктуре мирового рынка, о потребностях потребителей. Следовательно предприятию необходимо выделять больше финансовых средств в маркетинг. Можно сказать, что эти затраты многократно оправдают себя. Выводы и предложения В ходе учебной практики произведено ознакомление с работой ОАО Эффективность ВЭД во многом определяется менеджментом завода, который путем правильного планирования организации, контроля производства и мотивации персонала способствует выполнению условий контрактов, что положительно сказывается на имидже завода как надежного партнера и является предпосылкой дальнейшего сотрудничества. В результате проведения аналитической работы возникли следующие
предложения: Таким образом все цели и задачи работы выполнены. Список использованной литературы 1. Навчальна практика: методичні вказівки / уклад. О.В. Чуйко. - Суми Ініциатива, 2000 - 10 с. 2. Каталог. “Насосєнергомаш” 3. http:// www.nempump.com 4. Организация и регулирование ВЭД: Учебник. - М: «Юность». - 456 с. 5. Внешнеторговый практикум. - М.: Инфра. М: 1996. - 326 с. 6. Управління ЗЕД: Навчальний посібник. Під заг. ред. А.І. Кредісова. - К.: ВІРА-Р, 1998. - 447с. |
|
||