|
Основы социального страхованияКраткое описание документа Основы социального страхованияОбязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социальн ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ на тему: «Основы социального страхования» по материалам Федеральных законов Подготовил: Глава I. Основные положения 3 Предмет регулирования и цели 3 Права и обязанности застрахованных лиц 5 Права и обязанности страховщиков 5 Права и обязанности страхователей 6 Глава II. Управление системой социального страхования 8 Органы управления 8 Основы бюджетов социального страхования 8 Расходование денежных средств бюджетов 9 Установление, начисление и внесение тарифов 9 Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов 9 Глава I. Основные положения
малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан в особых случаях. Обязательное социальное страхование распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании
«Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года №178-ФЗ; «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года «О потребительской корзине» от 20 ноября 1999 года №201-ФЗ «О беженцах» от 21 июля 1998 года №95-ФЗ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 года № 739 «О ветеранах» от 18 ноября 1998 года №5-ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 года №202-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года №36-ФЗ «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» от 2 августа 1999 г. №887 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15 апреля 1996 года №47 Основные понятия и термины
страховой взнос – обязательный платеж на обязательное социальное страхование; тариф страхового взноса – ставка страхового взноса (обязательного платежа), установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц; социальный страховой риск – предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование; страховой случай – событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию; обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее страховое обеспечение) – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения; страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов; средства обязательного социального страхования – денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика. государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров; социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной
денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг; компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством; занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской безработные – граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство; основные социально-демографические группы населения – трудоспособное население, пенсионеры, дети. К основным социально-демографическим группам населения относятся: трудоспособное население – мужчины в возрасте 16 - 59 лет и женщины в возрасте 16 - 54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста; пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности; дети в возрасте 0-15 лет. В области социальной защиты используются также некоторые другие термины и понятия: беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений; лицо, ходатайствующее о признании беженцем, – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по определенным обстоятельствам из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территорию временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации; место временного содержания – это место пребывания лица, ходатайствующего о
признании беженцем, и членов его семьи в пункте пропуска через центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, – это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации; фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее – фонд жилья для временного поселения), – это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей. Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем признается: гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на
территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. Виды пенсий: по старости (по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет. Основные принципы осуществления социального страхования
устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, а также в целях адресного и рационального использования бюджетных средств. Основные виды социальных услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь и реабилитационные услуги) предоставляются населению государственными социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание государственными социальными службами в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье и тому подобным. За плату (частичную или полную) основные виды социальных услуг предоставляются гражданам государственными социальными службами на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания". Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования
установление основ правового регулирования обязательного социального страхования; установление видов обязательного социального страхования; установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение; установление условий назначения и размеров страхового обеспечения; установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования (далее - бюджеты обязательного социального страхования) и порядка их исполнения; утверждение бюджетов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении; установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования; установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат; установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации; определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования; управление системой обязательного социального страхования. Субъекты обязательного социального страхования
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также
граждане, обязанные в соответствии уплачивать страховые взносы. Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Права и обязанности субъектов
1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении; 2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде; 3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием; 4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей; 5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о
тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Застрахованные лица обязаны: 1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования; 2) вносить страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Права и обязанности страховщиков
1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая; 2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов 3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации; 4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством 5) обращаться в установленном федеральным законом порядке в арбитражный суд с заявлением о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов (обязательных платежей); 6) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов 7) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; 8) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов. Страховщики обязаны: 1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов; 2) обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая); 3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости; 4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; 5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам; 6) осуществлять учет страховых взносов; 7) осуществлять регистрацию страхователей; 8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков; 9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их
представителям, а также государственным и общественным организациям
информацию о своей деятельности, за исключением конфиденциальной
информации, порядок передачи которой устанавливается законодательством 10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования. Права и обязанности страхователей
1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием; 2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды
обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство 3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам; 4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов; 5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов 6) обращаться в суд для защиты своих прав. Страхователи обязаны: 1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; 2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы; 3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения
индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов 4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме; 5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов (обязательных платежей), расходованию средств обязательного социального страхования; 6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Права и обязанности лица, получившего свидетельство беженца
получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в центр временного размещения; сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного
содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве; подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства. Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон,
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения; пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата. В случае, если данные лица отказываются проходить обязательное медицинское
освидетельствование в установленном объеме требований медицинского
сертификата, их правовое положение и правоотношения с ними определяются в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами сообщать в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами. Права и обязанности лица, признанного беженцем
получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей; получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания; охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья; медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации; содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства); обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти
по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях
оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на
территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности выезд на место жительства в иностранное государство; пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом; соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа
исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии,
имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем
получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в
порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации; содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного
поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При
этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья,
состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев,
получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными
услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской бесплатные медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны: при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем; проходить обязательный медицинский осмотр; сообщать федеральному органу миграционной службы и территориальному органу миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца. Права и обязанности вынужденного переселенца
самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому
месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Вынужденный переселенец обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы; проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из
фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении Возникновение отношений по социальному страхованию
1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; 2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком; 3) у страховщика - с момента регистрации страхователя; 4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; 5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Получателями государственной социальной помощи независимо от возникновения страхового случая могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума устанавливается для соответствующих социально- демографических групп населения. Виды социальных страховых рисков и страхового обеспечения
1. Видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 9) пособие по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) социальное пособие на погребение; 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Глава II. Управление системой социального страхования
Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляются профсоюзы, а также прочие органы, уполномоченные Правительством РФ. К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации; формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации. Финансовая система социального страхования
Источниками поступлений денежных средств являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в особых случаях; штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального
страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Расходование денежных средств бюджетов
Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования за
конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Финансирование расходов на прием, проезд и размещение лиц, ходатайствующих о признании беженцами
Фонды помощи беженцам
Средства фондов направляются на финансирование мероприятий по обеспечению социальной, культурной адаптации и обустройства лиц, признанных беженцами, на территории Российской Федерации и формируются за счет: средств участников фонда; пожертвований, добровольных взносов физических и юридических лиц; источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; средств, получаемых от иностранных государств, международных и межправительственных организаций. Фонды осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральным
органом исполнительной власти по миграционной службе либо с его
территориальными органами в соответствии со своими уставами и другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Тарифы страховых взносов
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, и иные источники для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные источники доходов. Страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов
Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения
Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев. Глава III. Вспомогательные материалы в системе социального страхования
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. Величина прожиточного минимума
Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход
которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей Потребительская корзина
принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях; социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях; объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно- климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями. Для определения минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации они распределяются по зонам, сформированным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления. При определении потребительской корзины продукты питания и непродовольственные товары, входящие в минимальный набор, объединяются в группы. Принципы потребительской корзины
Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются: удовлетворение потребности основных социально демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях; выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах. При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке. Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом. Для пенсионеров – с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания. Для детей – с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0 - 6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7 - 15 лет). Продукты питания, входящие в минимальный набор, объединяются в группы: хлебные продукты; картофель; овощи и бахчевые; фрукты свежие; сахар и кондитерские изделия; мясопродукты; рыбопродукты; молоко и молокопродукты; яйца; масло растительное, маргарин и другие жиры; прочие продукты. Не продовольственные товары Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются: удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта; сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей; минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров. Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования. К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда и обувь, а также школьно-письменные товары для детей. При формировании минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования учитываются количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемости товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма. К непродовольственным товарам общесемейного пользования относятся постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на среднестатистическую семью. Услуги Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются: удовлетворение потребности основных социально демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении; сложившийся уровень пользования транспортными услугами; платный характер оказания услуг. Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги и другие виды услуг. К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение. В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек. Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включаются в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья. При формировании объема транспортных услуг учитываются: большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта; льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров и детей. Другие виды услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и т.д.) включаются в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований. Услуги, оказываемые организациями здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в минимальный набор услуг не включаются. В соответствии с законодательством Российской Федерации минимальные объемы этих услуг предоставляются населению бесплатно организациями, финансируемыми за счет бюджетов различных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов. |
|
||